Виды бизнес-тренингов
Грамотный выбор бизнес-тренингов зависит от знания их типов. Специалисты делят бизнес-тренинги по их происхождению на два типа: психологические тренинги и системные бизнес-тренинги.
Такое разделение в первую очередь зависит от квалификации тренеров, которые их проводят.
Психологические - это тренинги, которые проводят психологи, то есть такие, в основе которых лежат знания психологии и соответствующие психологические техники. К системным относят тренинги, которые проводят тренеры-практики, ранее занятые в бизнесе и предлагающие участникам тренинга готовые бизнес-решения.
Разделение
На Западе подобное разделение произошло еще в 40-х годах прошлого века с того момента, как Хайнс Гольдман, основатель известной тренинговой компании Mercuri, провел свой первый системный тренинг для бизнесменов, не будучи при этом психологом и не ставя никаких психологических задач. Это произошло в Швеции. На постсоветском пространстве разделение произошло с приходом на рынок западных тренинговых компаний.
"Психологи" и "системщики" значительно отличаются друг от друга. Это проявляется в образовании, опыте работы и в подходе к тренингу как к процессу передачи знаний.
У "психологов" основное образование психологическое, некоторые из них имеют дополнительное образование по менеджменту или маркетингу. "Системщики" в 80% случаев имеют высшее техническое образование. Встречаются "системщики" с журналистским или экономическим образованием.
Второе отличие - это опыт работы. "Психологи" зачастую имеют опыт работы, связанный только с психологией. Они устраиваются в тренинговые компании на должность помощников тренера и на примере опытного специалиста запоминают и оттачивают нужные методики. "Системщики" же до прихода в тренинговую компанию сначала работают в бизнесе, как правило, на должностях с наиболее напряженной коммуникацией (сейлз, управление). Благодаря этому они лучше воспринимают многие бизнес-понятия и характер взаимоотношений между сотрудниками разного уровня в организации.
"Системщик" проявляет системный подход к тренингу, разделяя его на этапы. Тренер-"системщик" моделирует ситуацию и вместе с клиентами проходит все ее этапы. "Психолог" старается конкретные ситуации свести к общим моделям.
Мы считаем, что самыми эффективными являются тренинги, которые проводят "системщики". "Системщик" - это человек, который "поварился" в бизнес-культуре, он на практике знает, что стоит за понятиями "начальник", "директор", "логистика". "Психолог" это не всегда понимает, потому что ему известна только теория. Из-за этого он начинает говорить заумными фразами, сводить все к общим формулам, когда клиенту нужны конкретные советы. Тренер должен обладать широкими знаниями и умениями в той области, в которой он ведет тренинг. Он должен обладать специальными "навыками передачи навыков", хороший тренер за несколько дней способен "зарядить" участников надолго. И порой это самый сложный процесс".
Другие статьи
- Нужна ли компании стратегия?Один из возможных ответов: «Нет, не нужна!» и приводится аргумент: «Работали же все это время без стратегии и компания достигла успеха на рынке!»Полная версия статьи
- Эффективные методы мотивации персоналаМОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА: ХИТРОСТИ И УЛОВКИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВАЖНО ЗНАТЬ И ПРИМЕНЯТЬ Успешен именно тот руководитель, который способен раскрыть потенциал своих подчиненных, наделить их необходимыми компетенциями и надолго закрепить их на своем рабочемПолная версия статьи